1129-06

В российско-украинских отношениях снова напряженность.Соседями задумана новая провокация — пуски ракет в воздушное пространство, принадлежащее Российской Федерации. Конкретно — в акватории Черного моря, входящей в зону ответственности «Крымаэронавигации». С приближением 1 и 2 декабря, на которые назначены пуски, напряженность не только не спадает, а наоборот, нагнетается. Все ли возможные шаги для предотвращения серьезнейшего инцидента использовала российская сторона? На эту тему свои предложения высказал в интервью «Российской газете» президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, которое мы публикуем.




Самолеты и ракеты

Текст: Наталия Ячменникова
Российская газета — Федеральный выпуск №7139 (271)

Эксперт «РГ» Валерий Шелковников: Нельзя баловаться человеческими жизнями

1 декабря в нарушение всех международных соглашений Украина намерена начать ракетные стрельбы в суверенном воздушном пространстве России в районе полетной информации «Симферополь».
Напомним: 24 ноября Украиной был издан НОТАМ (авиационное уведомление) об активировании опасных зон в воздушном пространстве в связи с планируемыми 1 и 2 декабря ракетными стрельбами. Первая опасная зона устанавливается с 09.00 до 19.00 мск на всех высотах с захватом воздушного пространства над открытым морем в зоне ответственности РФ (Симферопольский районный центр).

Очередная преднамеренная провокация Киева еще раз показывает истинное лицо нынешней украинской власти. Похоже, в угоду своим политическим амбициям она готова принести самые страшные жертвы.

Комментарий

Валерий Шелковников, Президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член правления Всемирного фонда безопасности полетов:

— К чему может привести решение Украины? Не побоюсь сказать — к трагедии. Можно сколько угодно рассуждать: опасны пуски ракет или нет, куда они могут долететь, а куда не могут?.. История мировой авиации знает, как минимум, более двадцати случаев, когда самолеты, в том числе пассажирские, становились жертвами ракетных обстрелов.

Между тем есть жесткие требования ИКАО: должна быть мощная военно-гражданская координация сопредельных государств. Конкретные положения содержат резолюция 27 Сессии Ассамблеи ИКАО 1989 года, а также международные стандарты Приложения 11 к Конвенции о международной гражданской авиации. Разработан важнейший документ ИКАО — Руководство по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для полетов гражданских воздушных судов. Например, в случаях учебных стрельб или испытаний боевого вида оружия класса «воздух — воздух», «воздух — земля», «земля — воздух» или «земля — земля». Документ касается военных воздушных парадов, тренировочных полетов, преднамеренных сбросов предметов авиадесантников и т.д.

Хочу особо подчеркнуть требование ИКАО: координация деятельности, потенциально опасной для полетов гражданских воздушных судов над открытым морем, должна осуществляться даже в тех случаях, когда государства временно не могут прийти к согласию на дипломатическом уровне. Если прямая координация с соответствующими полномочными органами ОВД по авиационным или по дипломатическим каналам невозможна, то она должна осуществляться при содействии регионального бюро ИКАО.

Можно сколько угодно рассуждать: опасны пуски ракет или нет, куда они могут долететь, а куда не могут?..
Не надо баловаться человеческими жизнями. В решении вопросов безопасности полетов должны участвовать профессионалы. Насколько мне известно, в настоящее время в Париже проходит заседание Европейской группы аэронавигационного планирования (EANPG), заседание высшего уровня в Европейском и Северо-Атлантическом бюро ИКАО. Руководителю российской делегации необходимо сделать официальное заявление по данной проблеме с указанием немедленного информирования Совета ИКАО.

Кстати, о непростой ситуации над Черным морем специалисты говорили не раз: частью пространства над акваторией управляет «Украэрорух», частью — «Крымаэронавигация». Самолеты летают, а согласования нет. И не раз предупреждали: может повториться трагедия 4 октября 2001 года, когда над Черным морем при проведении Украиной военных учений ракетой был сбит Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший из Тель-Авива в Новосибирск.

Давайте вспомним и другое: незадолго до трагедии с малайзийским «Боингом» в воздушном пространстве Украины, а значит и в зоне оперативного управления Евроконтроля постоянно происходили тревожные авиационные события. Тогда Евроконтроль запретил полеты своих государств-участников над Крымом под предлогом того, что в его воздушном пространстве безопасность полетов не может быть гарантирована, однако не имел возражений против выполнения полетов над территорией, где ведутся боевые действия. И только после трагедии закрыл воздушное пространство над Украиной. До сих пор нет ответа на вопрос: почему, имея межправительственное соглашение о воздушном сообщении с Малайзией, в котором говорится, что Украина несет ответственность за обеспечение безопасности полетов воздушных судов Малайзии над своей территорией, украинская сторона со своей задачей не справилась?..

Самого пристального внимания заслуживает практика стран, которые имеют большой опыт в борьбе с терроризмом. В частности, Израиля. Там еще два года назад было принято решение установить на всех гражданских лайнерах системы защиты от потенциальных угроз переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). К сожалению, российская промышленность подобным оснащением своих пассажирских самолетов не занимается.

И еще. В мире постоянно проходят Глобальные гражданско-военные саммиты по организации воздушного движения (Global Civil-Military Air Traffic Management Summit) под лозунгом: «Ракеты не будут сбивать гражданские воздушные суда». На них рассматриваются вопросы совместного рационального использования воздушного пространства, аэродромов совместного базирования (военных и гражданских), планирования и координации полетов при проведении военных действий, учений, запуске и посадке космических объектов, создания «гибкого», «бесшовного» воздушного пространства, «Единого Неба», построение концепции будущей единой системы управления воздушным движением в мире. Широкое участие в саммитах принимают министры транспорта, руководители гражданской авиации, аэронавигационных служб и корпораций по организации воздушного движения, командующие ВВС и ПВО, руководители авиапрома. Почему нашим ведомствам, которые имеют самое прямое отношение к безопасности полетов, не организовать подобный саммит и не поднять эту проблему на самый высокий уровень?

Только факты

«Черный список» самолетов, погибших от ракет и террористических атак

12 мая 1968 г. Вьетнам. На взлете сбит С-130 Hercules ВВС США. Погибло 155 человек.
1 января 1978 г. Индия. Boeing 747 Air India взорвался в воздухе. Погибло 213 человек.
8 ноября 1983 г. Ангола. Сбит Boeing 737 авиакомпании TAAG-Angola. Погибло 130 человек.
23 июня 1985 г. Ирландское море. На самолете Boeing 747 взорвалась бомба. Погибло 329 человек.
3 июля 1988 г. Персидский залив. Ракетой с американского военного корабля Vincennes сбит Airbus А300 авиакомпании Iran Air. Погибло 290 человек.
21 декабря 1988 г. Шотландия. Ливийские террористы взорвали бомбу на Boeing 747 Pan Am. Погибло 270 человек.
21 сентября 1993 г. В районе аэродрома Сухуми потерпел катастрофу Ту-134А авиакомпании Transair Georgia, следовавший из Сочи. На высоте 300 метров в самолет попала ракета, выпущенная с катера неподалеку от берега. Погибли 27 человек.
4 октября 2001 г. Над акваторией Черного моря ракетой сбит Ту-154 авиакомпании «Сибирь» с пассажирами. В этот день министерство обороны Украины проводило военные учения в Крыму.
28 ноября 2002 г. Кения. Нападение с помощью ПЗРК на Boeing 757 израильской авиакомпании «Аркиа».
11 сентября 2004 г. Ирак. В двигатель C-130H Hercules США при взлете с военной базы попала ракета «земля — воздух».
9 января 2007 г. Ирак. Ан-26 молдавской авиакомпании Aeriantur-M Airlines, выполнявший чартерный рейс, был сбит с земли. Из 35 человек в катастрофе погибли 32.
9 марта 2007 г. Сомали. Ил-76 белорусской авиакомпании Transaviaexport Airlines при заходе на посадку в аэропорт Mogadishu (Сомали) был обстрелян ракетами.
23 марта 2007 г. Сомали. В «Ил-76» белорусской авиакомпании Transaviaexport Airlines сразу после взлета было выпущено три ракеты.Погибли все 11 человек на борту.
13 ноября 2008 г. Ирак. Ан-12 авиакомпании British Gulf International сразу после взлета был обстрелян. Все погибли.
17 июля 2014 г. Украина. Сбит «Боинг 777» Малазийских авиалиний.

ссылка