Преступления и наказание…

Нацизм слишком дорого обошёлся человечеству. Нет, не так — обходится…




Использованы фрагменты документального фильма «Суд народов» (реж. Р. Кармен, Е. Свилова), кадры фотохроники, заметки и рисунки журналистов и художников, присутствовавших на Нюрнбергском процессе (Борис Ефимов, Кукрыниксы, Николай Жуков, Gьnter Peis, David Low). Звучит Palladio Concerto Grosso (композитор Karl Jenkins).

Более подробно хочу остановиться на некоторых моментах освещения Нюрнбергского процесса отечественными и иностранными журналистами и художниками. Каждый из них был уникальной личностью и смог увидеть это масштабное для человечества действо под своим углом.

От советских газет «Правда», «Известия» и «Красная Звезда» процесс освещали Борис Полевой, Илья Эренбург и Василий Гроссман соответственно. Зарисовки с натуры, находясь в непосредственно близости от обвиняемых, делали известнейшие советские художники-карикатуристы Борис Ефимов и Кукрыниксы (творческий коллектив авторов Михаил Куприянов — Порфирий Крылов — Николай Соколов). Кроме того, в состав советской делегации в качестве корреспондента «Правды» входил живописец, график, плакатист Николай Жуков, прошедший всю войну от первого до последнего дня и создавший сотни фронтовых рисунков, плакатов и листовок. Приведу наиболее яркие работы этих авторов из зала судебных заседаний в Нюрнберге.

Работы Бориса Ефимова:

Работы Кукрыниксов:

Работы Николая Жукова:

Из иностранных журналистов хотелось бы выделить двух человек — Дэвида Лоу (David Low) и Гюнтера Пейса (Gьnter Peis).

Сэр Дэвид Лоу — новозеландский художник-карикатурист, большую часть жизни работал в Великобритании. Художник-самоучка, «сделавший себя сам», начинал работать в газетах Новой Зеландии и Австралии. В 1919 году был вынужден бежать в Лондон из-за преследования властей Австралии за свои острые политические рисунки. В 1930-е годы прославился своими карикатурами на фашистские режимы Италии и Германии. Является автором нескольких карикатур на лидеров западных стран и СССР, проводивших по его мнению политику заигрывания с нацистами. Во время Второй мировой войны был сторонником скорейшего открытия второго фронта в Европе. Наряду с другими лицами, подлежащими немедленному аресту в случае захвата их страны нацистами, Лоу был занесён в так называемую «Чёрную книгу». Находился в переписке и был лично знаком с советским карикатуристом Борисом Ефимовым.

«На мою личную творческую биографию несравненно большее влияние оказало творчество английского сатирика Дэвида Лоу. Это — весьма незаурядная и любопытная личность. На протяжении многих лет он являлся видным общественным деятелем Англии. Публицист, критик, историк, обозреватель, авторитетный комментатор актуальных событий внутренней и международной жизни. Но замечательно, главным образом, не это (мало ли в любой стране авторитетных и компетентных публицистов), а то, что свои размышления, мнения, критические выступления, свои политические убеждения и позиции Лоу высказывал не в статьях, не в фельетонах, не в какой-либо другой литературной форме, а в… карикатурах, великолепно нарисованных, остроумных и смешных»
Б.Е.Ефимов, художник-карикатурист

Одна из встреч между ними произошла именно на Нюрнбергском процессе.

Работы Дэвида Лоу:

Отличительной особенностью многих работ Лоу (особенно до войны и после её окончания) является его пренебрежительно-ироничное отношение к нацистским преступникам: это нехорошие люди — тщеславные и недалёкие. У наших художников главным мотивом всё-таки было иное: нацисты изображались как изверги, палачи человечества. И это было справедливо.

Гюнтер Пейс — австрийский журналист, в возрасте 17 лет призванный в фольксштурм. Десять месяцев провёл в плену. Затем в рамках американской «Программы перевоспитания» он поступил в школу журналистики в Мюнхене, откуда был командирован в качестве наблюдателя на Нюрнбергский процесс.

Две занимательных подробности. Во-первых, Пейс был самым молодым журналистом на процесс (в 1946 году ему исполнилось 19 лет). Во-вторых, он первым из 800 журналистов в ночь на 16 октября получил и распространил информацию о казни главарей нацистов. В дальнейшем он неоднократно возвращался к теме осуждённых нацистских преступников, в частности делал репортажи о Рудольфе Гессе и Альберте Шпеере.

Работы Гюнтера Пейса:

Страничка Геринга в изданном альбоме Г.Пейса

Обвинители на процессе

Нацистские преступники

Завершить этот небольшой очерк хочу работой Дэвида Лоу «Вердикт»:

«Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!…»
70-летию окончания Нюрнбергского процесса посвящается…

ссылка