Авиация проходит крещение огнем

Мировая война 1914 – 1918 годов

Важнейшей вехой в истории мировой авиации стала первая мировая война. В гигантском конфликте, затронувшем значительную часть мира, самолет доказал, что может решать боевые задачи в любых, самых трудных условиях.

Именно в годы мировой войны аэроплан превратился из необычной безделицы в совершенно необходимый продукт массового производства.




А делавшие их предприятия перестали быть по сути кустарными мастерскими и превратились в современную и постоянно развивающуюся индустрию.

Наконец, авиаторы образовали не узкую «закрытую корпорацию», а огромную массу профессионалов, благодаря которой, кстати, развилась после окончания мировой войны и гражданская коммерческая авиация.

Обо всем этом продолжу рассказывать, прогуливаясь с фотоаппаратом по залам Музея авиации и космонавтики в парижском пригороде Ле-Бурже.

Французские монопланы Моран тип G и Депердюссен тип В. С такими аэропланами Антанта вступила в империалистическую войну в августе 1914 г.

Французские монопланы Моран тип G и Депердюссен тип В. С такими аэропланами Антанта вступила в империалистическую войну в августе 1914 г.

Французские монопланы Моран тип G

Французские монопланы Моран тип G и Депердюссен тип В. С такими аэропланами Антанта вступила в империалистическую войну в августе 1914 г.

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2 был выпущен большой серией (порядка 900 машин), был на вооружении французской военной авиации и поставлялся на экспорт – например, в Италию и в Россию

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2. Этот аэроплан предназначался для поддержки войск. Он нес целых 300 кг бомб, а кроме того был вооружен пулеметом «Гочкис» и пушкой калибра 37 мм (впрочем от страшного на вид орудия толку оказалось мало). Этот самолет был выпущен большой серией (порядка 900 машин), был на вооружении французской военной авиации и поставлялся на экспорт – например, в Италию и в Россию

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2 нес целых 300 кг бомб

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2. Этот аэроплан предназначался для поддержки войск. Он нес целых 300 кг бомб, а кроме того был вооружен пулеметом «Гочкис» и пушкой калибра 37 мм (впрочем от страшного на вид орудия толку оказалось мало). Этот самолет был выпущен большой серией (порядка 900 машин), был на вооружении французской военной авиации и поставлялся на экспорт – например, в Италию и в Россию

Этот аэроплан предназначался для поддержки войск

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2. Этот аэроплан предназначался для поддержки войск. Он нес целых 300 кг бомб, а кроме того был вооружен пулеметом «Гочкис» и пушкой калибра 37 мм (впрочем от страшного на вид орудия толку оказалось мало). Этот самолет был выпущен большой серией (порядка 900 машин), был на вооружении французской военной авиации и поставлялся на экспорт – например, в Италию и в Россию

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2. Этот аэроплан предназначался для поддержки войск. Он нес целых 300 кг бомб, а кроме того был вооружен пулеметом «Гочкис» и пушкой калибра 37 мм (впрочем от страшного на вид орудия толку оказалось мало). Этот самолет был выпущен большой серией (порядка 900 машин), был на вооружении французской военной авиации и поставлялся на экспорт – например, в Италию и в Россию

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2

Гондола фюзеляжа французского самолета Вуазен 10СА2. Этот аэроплан предназначался для поддержки войск. Он нес целых 300 кг бомб, а кроме того был вооружен пулеметом «Гочкис» и пушкой калибра 37 мм (впрочем от страшного на вид орудия толку оказалось мало). Этот самолет был выпущен большой серией (порядка 900 машин), был на вооружении французской военной авиации и поставлялся на экспорт – например, в Италию и в Россию

Мотор Испано-Сюиза H.S.8 аэроплана Вуазен 10СА2 – один из самых удачных двигателей времен I мировой войны. Кроме этого самолета он устанавливался на знаменитых истребителях SPAD S.VII и XIII (французских), а также английских RAF S.E.5

Мотор Испано-Сюиза H.S.8 аэроплана Вуазен 10СА2 – один из самых удачных двигателей времен I мировой войны. Кроме этого самолета он устанавливался на знаменитых истребителях SPAD S.VII и XIII (французских), а также английских RAF S.E.5

Мотор Испано-Сюиза H.S.8 аэроплана Вуазен 10СА2

Мотор Испано-Сюиза H.S.8 аэроплана Вуазен 10СА2 – один из самых удачных двигателей времен I мировой войны. Кроме этого самолета он устанавливался на знаменитых истребителях SPAD S.VII и XIII (французских), а также английских RAF S.E.5

Истребитель Ньюпор 11С1 – его называли «маленький свирепый зверь». А еще его практически официально именовали Bebe – младенец (но это слово на французском солдатском сленге означало и пехотную пушку – трехдюймовку, «основной инструмент» войны)

Истребитель Ньюпор 11С1 – его называли «маленький свирепый зверь». А еще его практически официально именовали “Bebe” – младенец (но это слово на французском солдатском сленге означало и пехотную пушку – трехдюймовку, «основной инструмент» войны).
Не такой мощный, как немецкий Альбатрос D I, он превосходил «немца» маневренностью, что позволяло уклонится от первой атаки и самому занять позицию для открытия огня. Его пулемет (обычно «Льюис», но мог быть и другой) не имел синхронизатора и ставился над крылом, из него было труднее целиться, но такой вариант не имел потерь темпа стрельбы на синхронизацию с вращением винта – выстрел каждый раз задерживался, когда лопасть оказывалась перед стволом

Истребитель Ньюпор 11С1 - практически официально именовали Bebe

Истребитель Ньюпор 11С1 – его называли «маленький свирепый зверь». А еще его практически официально именовали “Bebe” – младенец (но это слово на французском солдатском сленге означало и пехотную пушку – трехдюймовку, «основной инструмент» войны).
Не такой мощный, как немецкий Альбатрос D I, он превосходил «немца» маневренностью, что позволяло уклонится от первой атаки и самому занять позицию для открытия огня. Его пулемет (обычно «Льюис», но мог быть и другой) не имел синхронизатора и ставился над крылом, из него было труднее целиться, но такой вариант не имел потерь темпа стрельбы на синхронизацию с вращением винта – выстрел каждый раз задерживался, когда лопасть оказывалась перед стволом

Bebe – младенец (но это слово на французском солдатском сленге означало и пехотную пушку – трехдюймовку, «основной инструмент» войны)

Истребитель Ньюпор 11С1 – его называли «маленький свирепый зверь». А еще его практически официально именовали “Bebe” – младенец (но это слово на французском солдатском сленге означало и пехотную пушку – трехдюймовку, «основной инструмент» войны).
Не такой мощный, как немецкий Альбатрос D I, он превосходил «немца» маневренностью, что позволяло уклонится от первой атаки и самому занять позицию для открытия огня. Его пулемет (обычно «Льюис», но мог быть и другой) не имел синхронизатора и ставился над крылом, из него было труднее целиться, но такой вариант не имел потерь темпа стрельбы на синхронизацию с вращением винта – выстрел каждый раз задерживался, когда лопасть оказывалась перед стволом

Мотор «Рон» на истребителе Ньюпор 11С1. Этот 9-цилиндровый двигатель (как и разнообразные «Гномы», «Моносупапы» и «Клерже») был ротативным, то есть вращался вместе с винтом, «плюясь» во все стороны касторовым маслом, а другого «не терпел». Зато он хорошо охлаждался, развивая мощность 80 л.с., которой было достаточно, чтобы такой самолет имел вполне приличные летные данные

Мотор «Рон» на истребителе Ньюпор 11С1. Этот 9-цилиндровый двигатель (как и разнообразные «Гномы», «Моносупапы» и «Клерже») был ротативным, то есть вращался вместе с винтом, «плюясь» во все стороны касторовым маслом, а другого «не терпел». Зато он хорошо охлаждался, развивая мощность 80 л.с., которой было достаточно, чтобы такой самолет имел вполне приличные летные данные

Немецкий авиационный пулемет калибра 7,92 мм, который использовался в оборонительных огневых установках аэропланов и дирижаблей. Если я правильно помню, это модификация пулемета Шпандау LMG 08/15

Немецкий авиационный пулемет калибра 7,92 мм, который использовался в оборонительных огневых установках аэропланов и дирижаблей. Если я правильно помню, это модификация пулемета Шпандау LMG 08/15

Некоторые французские самолеты-разведчики и бомбардировщики вооружались такими спаренными пулеметами «Льюис» с деревянным цевьём. Вообще «Льюисы» в том числе и для авиации выпускались в очень многих вариантах и многими странами. Их кое-где делали для авиации даже в конце II мировой войны

Некоторые французские самолеты-разведчики и бомбардировщики вооружались такими спаренными пулеметами «Льюис» с деревянным цевьём. Вообще «Льюисы» в том числе и для авиации выпускались в очень многих вариантах и многими странами. Их кое-где делали для авиации даже в конце II мировой войны

Не слишком удачливый французский V-образный восьмицилиндровый авиационный мотор водяного охлаждения Пежо L112. Этой фирме не так и удалось составить конкуренцию «Испано-Сюизе» с ее прекрасным мотором H.S.8, выпущенном в нескольких десятках тысяч экземпляров во Франции, в Англии, в Италии, в США и в России

Не слишком удачливый французский V-образный восьмицилиндровый авиационный мотор водяного охлаждения Пежо L112. Этой фирме не так и удалось составить конкуренцию «Испано-Сюизе» с ее прекрасным мотором H.S.8, выпущенном в нескольких десятках тысяч экземпляров во Франции, в Англии, в Италии, в США и в России.
Зато этот мотор имел ряд прогрессивных новшеств, которые потом будут внедрены на всех поршневых авиадвигателях. Это редуктор, который понижал обороты на выходном валу и увеличивал его крутящий момент, а также система смазки с принудительной циркуляцией масла насосом

Зато этот мотор имел ряд прогрессивных новшеств, которые потом будут внедрены на всех поршневых авиадвигателях. Это редуктор, который понижал обороты на выходном валу и увеличивал его крутящий момент, а также система смазки с принудительной циркуляцией масла насосом

Не слишком удачливый французский V-образный восьмицилиндровый авиационный мотор водяного охлаждения Пежо L112. Этой фирме не так и удалось составить конкуренцию «Испано-Сюизе» с ее прекрасным мотором H.S.8, выпущенном в нескольких десятках тысяч экземпляров во Франции, в Англии, в Италии, в США и в России.
Зато этот мотор имел ряд прогрессивных новшеств, которые потом будут внедрены на всех поршневых авиадвигателях. Это редуктор, который понижал обороты на выходном валу и увеличивал его крутящий момент, а также система смазки с принудительной циркуляцией масла насосом

Один из лучших разведчиков и бомбардировщиков начального периода I мировой войны – французский биплан Вуазен LAS

Один из лучших разведчиков и бомбардировщиков начального периода I мировой войны – французский биплан Вуазен LAS

Один из лучших разведчиков и бомбардировщиков начального периода I мировой войны – французский биплан Вуазен LAS

Один из лучших разведчиков и бомбардировщиков начального периода I мировой войны – французский биплан Вуазен LAS

Вид на гондолу экипажа аэроплана Вуазен LAS снизу – видно окно для аэрофотоаппарата и осадочные фары – самолет активно применялся не только днем, но и в темное время суток

Вид на гондолу экипажа аэроплана Вуазен LAS снизу – видно окно для аэрофотоаппарата и осадочные фары – самолет активно применялся не только днем, но и в темное время суток.
Такие аэропланы были в большом количестве и в Императорском воздушном флоте России, а затем они участвовали в гражданской войне

Летное обмундирование стрелка аэроплана Вуазен LAS – кожаный шлем, шелковый подшлемник, защитные очки и меховая доха – авиаторы в многочасовом полете в открытой всем ветрам кабине могли мерзнуть даже летом

Летное обмундирование стрелка аэроплана Вуазен LAS – кожаный шлем, шелковый подшлемник, защитные очки и меховая доха – авиаторы в многочасовом полете в открытой всем ветрам кабине могли мерзнуть даже летом

Авиамотор Сальмсон Р.9 уникален тем, что при своей звездообразной схеме имел не воздушное как обычно, а водяное охлаждение. Подобные моторы стояли на очень многих самолетах, в том числе и на «Вуазенах»

Авиамотор Сальмсон Р.9 уникален тем, что при своей звездообразной схеме имел не воздушное как обычно, а водяное охлаждение. Подобные моторы стояли на очень многих самолетах, в том числе и на «Вуазенах».
Вначале мировой войны Сальмсон Р.9 был одним из немногих моторов, мощность которого превышала 100 л.с., но он был тяжел и имел слишком большое аэродинамическое сопротивление (к тому же для него нужны были радиаторы системы охлаждения)

Самолет-разведчик французского производства Фарман MF VII. Очень распространенный аппарат во многих армиях того времени.В период мировой войны эта машина была поставлена из Франции для военной авиации Бельгии, а после войны была подарена правительством этой страны для установки в музей

Самолет-разведчик французского производства Фарман MF VII. Очень распространенный аппарат во многих армиях того времени.
В период мировой войны эта машина была поставлена из Франции для военной авиации Бельгии, а после войны была подарена правительством этой страны для установки в музей

Самолет-разведчик французского производства Фарман MF VII. Очень распространенный аппарат во многих армиях того времени

Самолет-разведчик французского производства Фарман MF VII. Очень распространенный аппарат во многих армиях того времени.
В период мировой войны эта машина была поставлена из Франции для военной авиации Бельгии, а после войны была подарена правительством этой страны для установки в музей

В период мировой войны эта машина была поставлена из Франции для военной авиации Бельгии, а после войны была подарена правительством этой страны для установки в музей

Самолет-разведчик французского производства Фарман MF VII. Очень распространенный аппарат во многих армиях того времени.
В период мировой войны эта машина была поставлена из Франции для военной авиации Бельгии, а после войны была подарена правительством этой страны для установки в музей

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Французский дальний (по тем временам и 300 километров было очень далеко) разведчик и бомбардировщик, а при случае – и истребитель Кодрон G.IVA2. Такая «летающая этажерка» была сделана Гастоном Кодроном путем «спаривания» двух ближних разведчиков G.III и добавления центральной гондолы для экипажа. Потому в России, где G.III называли просто «Кодрон», эта машина именовалась «Би-Кодрон» или «Двукодрон»

Мощный немецкий истребитель Пфальц D XII. Подобно другим подобным самолетам фирм «Альбатрос», «Фоккер», «Хальберштадт» и других, он имел не звездообразный или V-образный, а однорядный мотор

Мощный немецкий истребитель Пфальц D XII. Подобно другим подобным самолетам фирм «Альбатрос», «Фоккер», «Хальберштадт» и других, он имел не звездообразный или V-образный, а однорядный мотор

Мощный немецкий истребитель Пфальц D XII. Подобно другим подобным самолетам фирм «Альбатрос», «Фоккер», «Хальберштадт» и других, он имел не звездообразный или V-образный, а однорядный мотор

Мощный немецкий истребитель Пфальц D XII. Подобно другим подобным самолетам фирм «Альбатрос», «Фоккер», «Хальберштадт» и других, он имел не звездообразный или V-образный, а однорядный мотор

Мощный немецкий истребитель Пфальц D XII. Подобно другим подобным самолетам фирм «Альбатрос», «Фоккер», «Хальберштадт» и других, он имел не звездообразный или V-образный, а однорядный мотор

Мощный немецкий истребитель Пфальц D XII. Подобно другим подобным самолетам фирм «Альбатрос», «Фоккер», «Хальберштадт» и других, он имел не звездообразный или V-образный, а однорядный мотор

Шестицилиндровый BMW IIIa – типичный немецкий авиамотор времен I мировой войны. Его цилиндры располагались в один ряд, что давало малый мидель, и охлаждались водой

Шестицилиндровый BMW IIIa – типичный немецкий авиамотор времен I мировой войны. Его цилиндры располагались в один ряд, что давало малый мидель, и охлаждались водой

Гондола немецкого дирижабля Цеппелин LZ 113. Дирижабль был построен в 1918 г., в войне принять участие не успел и достался Франции в рамках репараций. И вот все, что от него осталось сейчас

Гондола немецкого дирижабля Цеппелин LZ 113. Дирижабль был построен в 1918 г., в войне принять участие не успел и достался Франции в рамках репараций. И вот все, что от него осталось сейчас

Дирижабль Цеппелин LZ 113 оснащался тремя моторами типа HS фирмы «Майбах» мощностью по 240 л.с. для управления которыми использовался машинный телеграф, подобный корабельному – его видно под крышей гондолы

Дирижабль Цеппелин LZ 113 оснащался тремя моторами типа HS фирмы «Майбах» мощностью по 240 л.с. для управления которыми использовался машинный телеграф, подобный корабельному – его видно под крышей гондолы

«Цеппелины» свои налеты совершали в основном ночью, потому выхлопные коллекторы моторов выводились не напрямую за борт, а в такие массивные пламегасители-глушители, которые не давали обнаруживать воздушные корабли с большого расстояния по звуку и яркому пламени выхлопа

«Цеппелины» свои налеты совершали в основном ночью, потому выхлопные коллекторы моторов выводились не напрямую за борт, а в такие массивные пламегасители-глушители, которые не давали обнаруживать воздушные корабли с большого расстояния по звуку и яркому пламени выхлопа

Немецкие дирижабли имели сильное оборонительное вооружение. Вот бортовые установки пулеметов на LZ 113 – удобные для ведения огня по маневрирующему истребителю и имеющие значительные сектора обстрела

Немецкие дирижабли имели сильное оборонительное вооружение. Вот бортовые установки пулеметов на LZ 113 – удобные для ведения огня по маневрирующему истребителю и имеющие значительные сектора обстрела

Немецкие дирижабли имели сильное оборонительное вооружение

Немецкие дирижабли имели сильное оборонительное вооружение. Вот бортовые установки пулеметов на LZ 113 – удобные для ведения огня по маневрирующему истребителю и имеющие значительные сектора обстрела

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Очень удачный английский двухместный самолет Сопвич «Полуторастоечный» до самого конца империалистической войны применялся в качестве разведчика, бомбардировщика и истребителя. Таких самолетов было много не только в английской, но и во французской (экспонат принадлежал как раз ей), итальянской и русской авиации. А в годы войны он служил и у «белых», и у «красных»

Немецкий истребитель Фоккер D VII появился в конце войны и оказался весьма грозным противником для «Сопвичей», «Ньюпоров» и «Спадов»

Немецкий истребитель Фоккер D VII появился в конце войны и оказался весьма грозным противником для «Сопвичей», «Ньюпоров» и «Спадов»

Немецкий истребитель Фоккер D VII появился в конце войны и оказался весьма грозным противником для «Сопвичей», «Ньюпоров» и «Спадов»

Немецкий истребитель Фоккер D VII появился в конце войны и оказался весьма грозным противником для «Сопвичей», «Ньюпоров» и «Спадов»

Гордость экспозиции – истребитель SPAD S.VIIC1, на котором летал и сбивал «бошей» Жорж Гинемер – ас №2 французской авиации. Самолет слегка ветхий, но это можно понять – фанерно-полотняной машине исполнился уже почти век. SPAD S.VII – один из самых совершенных и самых красивых истребителей периода I мировой войны, весьма достойный противник для любых «Альбатросов» и «Фоккеров»

Гордость экспозиции – истребитель SPAD S.VIIC1, на котором летал и сбивал «бошей» Жорж Гинемер – ас №2 французской авиации. Самолет слегка ветхий, но это можно понять – фанерно-полотняной машине исполнился уже почти век. SPAD S.VII – один из самых совершенных и самых красивых истребителей периода I мировой войны, весьма достойный противник для любых «Альбатросов» и «Фоккеров»

Гордость экспозиции – истребитель SPAD S.VIIC1, на котором летал и сбивал «бошей» Жорж Гинемер – ас №2 французской авиации. Самолет слегка ветхий, но это можно понять – фанерно-полотняной машине исполнился уже почти век. SPAD S.VII – один из самых совершенных и самых красивых истребителей периода I мировой войны, весьма достойный противник для любых «Альбатросов» и «Фоккеров»

Гордость экспозиции – истребитель SPAD S.VIIC1, на котором летал и сбивал «бошей» Жорж Гинемер – ас №2 французской авиации. Самолет слегка ветхий, но это можно понять – фанерно-полотняной машине исполнился уже почти век. SPAD S.VII – один из самых совершенных и самых красивых истребителей периода I мировой войны, весьма достойный противник для любых «Альбатросов» и «Фоккеров»

Гордость экспозиции – истребитель SPAD S.VIIC1, на котором летал и сбивал «бошей» Жорж Гинемер – ас №2 французской авиации. Самолет слегка ветхий, но это можно понять – фанерно-полотняной машине исполнился уже почти век. SPAD S.VII – один из самых совершенных и самых красивых истребителей периода I мировой войны, весьма достойный противник для любых «Альбатросов» и «Фоккеров»

Гордость экспозиции – истребитель SPAD S.VIIC1, на котором летал и сбивал «бошей» Жорж Гинемер – ас №2 французской авиации. Самолет слегка ветхий, но это можно понять – фанерно-полотняной машине исполнился уже почти век. SPAD S.VII – один из самых совершенных и самых красивых истребителей периода I мировой войны, весьма достойный противник для любых «Альбатросов» и «Фоккеров»

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.
Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.
Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.
Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.
Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

Английский аэроплан-разведчик и легкий бомбардировщик конструкции Джеффри де Хэвиленда D.H.4. Пропорции этой машины будут угадываться в лучших «самолетах поля боя» вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.
Этот самолет и сам служил очень долго – в британских колониях их можно было видеть даже в тридцатые годы

«Французский взгляд» на то, как должен был выглядеть самолет непосредственной поддержки войск в годы I мировой войны – Тип XIV конструкции Луи Бреге.Он также продолжил службу и после войны – и в метрополии, и во французских колониях. Множество таких самолетов было продано другим странам и частным лицам

«Французский взгляд» на то, как должен был выглядеть самолет непосредственной поддержки войск в годы I мировой войны – Тип XIV конструкции Луи Бреге.
Он также продолжил службу и после войны – и в метрополии, и во французских колониях. Множество таких самолетов было продано другим странам и частным лицам

«Французский взгляд» на то, как должен был выглядеть самолет непосредственной поддержки войск в годы I мировой войны – Тип XIV конструкции Луи Бреге.Он также продолжил службу и после войны – и в метрополии, и во французских колониях. Множество таких самолетов было продано другим странам и частным лицам

«Французский взгляд» на то, как должен был выглядеть самолет непосредственной поддержки войск в годы I мировой войны – Тип XIV конструкции Луи Бреге.
Он также продолжил службу и после войны – и в метрополии, и во французских колониях. Множество таких самолетов было продано другим странам и частным лицам

«Французский взгляд» на то, как должен был выглядеть самолет непосредственной поддержки войск в годы I мировой войны – Тип XIV конструкции Луи Бреге.Он также продолжил службу и после войны – и в метрополии, и во французских колониях. Множество таких самолетов было продано другим странам и частным лицам

«Французский взгляд» на то, как должен был выглядеть самолет непосредственной поддержки войск в годы I мировой войны – Тип XIV конструкции Луи Бреге.
Он также продолжил службу и после войны – и в метрополии, и во французских колониях. Множество таких самолетов было продано другим странам и частным лицам

В конструкции самолета Бреге XIVA2 чувствуются еще довоенные тенденции, а ведь машина была сделана, когда война шла уже два года и толкнула развитие боевой авиации далеко вперед

В конструкции самолета Бреге XIVA2 чувствуются еще довоенные тенденции, а ведь машина была сделана, когда война шла уже два года и толкнула развитие боевой авиации далеко вперед

У летнаба в задней кабине самолета Бреге XIVA2 стоял спаренный «Льюис». Это была мощная штука, но на том, что она обеспечивала лучшую защиту, чем одиночный пулемет на английском D.H.4, преимущества французской конструкции, пожалуй, и заканчиваются

У летнаба в задней кабине самолета Бреге XIVA2 стоял спаренный «Льюис». Это была мощная штука, но на том, что она обеспечивала лучшую защиту, чем одиночный пулемет на английском D.H.4, преимущества французской конструкции, пожалуй, и заканчиваются

У летнаба в задней кабине самолета Бреге XIVA2 стоял спаренный «Льюис». Это была мощная штука, но на том, что она обеспечивала лучшую защиту, чем одиночный пулемет на английском D.H.4, преимущества французской конструкции, пожалуй, и заканчиваются

У летнаба в задней кабине самолета Бреге XIVA2 стоял спаренный «Льюис». Это была мощная штука, но на том, что она обеспечивала лучшую защиту, чем одиночный пулемет на английском D.H.4, преимущества французской конструкции, пожалуй, и заканчиваются

В самом конце I мировой войны в Германии был создан истребитель Юнкерс D I

В самом конце I мировой войны в Германии был создан истребитель Юнкерс D I. Это был цельнометаллический свободнонесущий моноплан с очень неплохой скоростью полета. Но ни это, ни прогрессивная схема, которая через двадцать лет станет господствующей, не помогли немцам победить – в 1918 году все уже решали состояние экономики и революционная ситуация. И даже в войне в воздухе пока лучше были обычные бипланы – время таких самолетов, как Юнкерс D I, пока не пришло…

Это был цельнометаллический свободнонесущий моноплан с очень неплохой скоростью полета

В самом конце I мировой войны в Германии был создан истребитель Юнкерс D I. Это был цельнометаллический свободнонесущий моноплан с очень неплохой скоростью полета. Но ни это, ни прогрессивная схема, которая через двадцать лет станет господствующей, не помогли немцам победить – в 1918 году все уже решали состояние экономики и революционная ситуация. И даже в войне в воздухе пока лучше были обычные бипланы – время таких самолетов, как Юнкерс D I, пока не пришло…

Но оно, время, вперед. Немного «потоптавшись на месте» сразу после войны, с ним вместе двинулась вперед и авиация. Об этом – в следующей части моего репортажа из французского национального Музея авиации и космонавтики в Ле-Бурже…

ссылка