Картины из собрания барона Штиглица

В Главном штабе Государственного Эрмитажа идет уникальная выставка «Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона А.Л. Штиглица». Экспозиция включает шесть картин, в их числе — работы Морица фон Швиндта, Ханса Макарта, Ханса фон Маре, Альберта Циммермана. Эти полотна представляют собой наиболее ценную часть произведений, перевезенных из особняка барона Штиглица (Английская набережная, 68) в Государственный Эрмитаж. Картины будут храниться в Эрмитаже до тех пор, пока в особняке не закончатся реставрационные работы.




Александр Вагнер, Александр Лицен-Майер. «Возвращение с охоты» (1864)

 

Картины, более ста пятидесяти лет скрытые от зрителей, впервые представлены публике и будут экспонироваться весь следующий год, вплоть до 31 декабря 2017 года.

Мориц фон Швиндт, «Диана на охоте»

 

Барон Александр Людвигович Штиглиц, банкир и меценат, основавший Училище технического рисования, приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников для украшения парадных залов своего особняка на Английской набережной. Пример интерьеров дома Штиглица — акварель Луиджи Премацци (иллюстрация ниже), на которой изображена столовая барона, украшенная, в том числе, и живописными полотнами, представленными на нынешней выставке в Эрмитаже.

Луиджи Премацци, «Особняк барона А. Л. Штиглица. Столовая». Ок.1870г.

 

Картины были перевезены в июле 2016 года: перед транспортировкой реставраторы укрепили красочный слой и упаковали полотна, которые извлекались из здания через окна третьего этажа при помощи спецтехники. Как-никак два из них имеют более пяти метров в ширину!

Ханс фон Маре, «Дворик Мюнхенской резиденции» (1862−63)

 

Произведения, приобретаемые бароном, разные по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежащими к важнейшим художественным школам Вены, Мюнхена и Дрездена. Так, барон Штиглиц стал обладателем одних из самых ранних, редко встречаемых ныне работ Ханса Макарта, Ханса фон Маре, и дуэта венгерских художников, долгое время проживших в Германии — Александра Вагнера и Александра Лицен-Майера. 

После смерти барона Штиглица в 1884 году особняк был выкуплен казной у его наследников и перестроен для великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. После 1917 года особняк был национализирован,произведения искусства изъяты и распределены между музеями, однако часть картин по разным причинам осталась в особняке, хозяева которого многократно сменялись на протяжении XX века. С 2011 года особняк передан в ведение Санкт-Петербургского государственного университета, при участии и деятельной поддержке которого стала возможной передача этих картин на временное хранение в Эрмитаж.

Альберт Циммерман, «После бури» (1860-e)