Кладбище Монмартра (Cimetiиre de Montmartre) — это 11 гектаров и 33 участка. Очень сложно отдать дань всем достойным, особенно если не спланировать визит заранее, не изучить карту… Я этого не сделала, но, тем не менее, успела увидеть много интересного. На кладбище Монмартра покоятся видные деятели самых разных искусств, так что сюда можно даже устраивать тематические экскурсии, посвященные, скажем, искусству танца, кинематографа, науке, политике…




Таких вот старинных фамильных склепов очень много на монмартрском кладбище

На кладбище было довольно неуютно из-за обилия черных (преимущественно) котов. Первый раз такое вижу. Очень много толстых таких, упитанных кошек. Мистика прямо какая-то. Загадочные животные, посредники между двумя мирами, мирно медитирующие на могильных плитах и у входа в склепы. (Кстати сказать, в средние века черных кошек Инквизиция считала орудием дьявола, и их пытали, сжигали, сбрасывали с башен; спасением для черной кошки мог быть только «перст божий»: белое пятнышко на груди). Почитав отзывы других туристов, я убедилась, что это явление тут наблюдается давно и постоянно: кладбище Монмартра отличается от всех прочих особо многочисленной кошачьей популяцией! Причем тут обитают и полосатые коты, и черные, и коричневатые, и пятнистые, и лохматые и не очень, в общем, всякие. На Пер-Лашез и Монпарнасе представители породы кошачьих тоже встречаются, но далеко не в таких количествах. Как известно, квартал Монмартра всегда славился своим терпимым отношением к маргиналам, ко всем, кто оказался на обочине общества, таким вот бродячим, гулящим элементам…

Одно из наиболее интересных (но не особенно известных) — захоронение архитектора Пьера Лоресиска (Pierre Leonard Laurécisque) (1797-1860) (на схеме кладбища это 1-й участок (division №1)). Обратите внимание, как изображены три члена его семьи: они как бы стоят в гробах, а пальчики ног снизу у них торчат. Довольно забавно выглядит, хотя и мрачновато. По проекту этого архитектора было создано здание французского посольства и церковь Сен-Луи в Константинополе (Стамбуле). Его первая жена и сын похоронены именно там, в Турции, а это захоронение служит для них лишь кенотафом, то есть это пустая, символическая могила, где «по-настоящему» похоронен лишь сам архитектор.

На следующей фотографии — могила Далиды (18-й участок). Певица выросла в Египте. Ее отец был итальянцем, мать — француженкой. Настоящее имя Далиды — Иоланда Джильотти (Yolande Gigliotti). Этот памятник на кладбище выполнен в натуральную величину. Именем Далиды названа также площадь на Монмартре, где в 1997 году ей был установлен бюст.

Найти могилу Далиды несложно. Она находится на краю кладбища, недалеко от центрального входа, в высокой части. Похороны Далиды проходили в церкви Мадлен, а затем она была похоронена на кладбище квартала Монмартр. Памятник на могиле был выполнен в 1989 году скульптором Аленом Асланом (Alain Aslan) (род. 1930), который также является автором бюста на площади Далиды и многих других бюстов (в особенности женских; в частности, бюстов Бриджит Бардо и Мирей Матье, послуживших моделью для скульптурного портрета Марианны, олицетворяющей французскую республику: с 1970 года Комитет мэров французских городов стал избирать прототип Марианны среди самых известных красивых женщин страны, и первой стала Бардо. Бюст Марианны — национальный символ, неотъемлемый атрибут почти 37 тыс. французских госучреждений).

Ален Аслан изобразил Далиду в полный рост, в лучах солнца, которые она сама как будто излучает, с печальным, самоуглубленным лицом. Еще у могилы иногда можно увидеть большое сердце, сотканное из белых цветов (вообще могила Далиды — самая посещаемая на этом кладбище, и на ней всегда больше всего цветов). Среди знаменитых песен Далиды — Salma Ya Salama (эту песню Далида выпустила в 1977 году, сначала на арабском, затем на французском языке; часть текста базируется на египетской народной песне о человеке, который бродит по пустяне меж дюн и постоянно видит мираж — сад, похожий на рай) и Paroles, paroles (этот хит Далида исполнила вместе с Аленом Делоном).

Далее — могила доктора Ги Питчаля (Guy Pitchal) (1-й участок). Такой вот необычный портрет с курительной трубкой. Согласитесь, довольно своеобразно сделано: частично барельеф, частично, наоборот, утопленное, пустотелое изображение. Забавная оптическая игра. Оказывается, доктор Питчаль был знаменитым эндокринологом и психоаналитиком, врачом Далиды. Его жена, Жаклин Питчаль, дружила с Далидой и даже написала об их дружбе с певицей книгу «Далида. Ты называла меня сестрёнкой» (Dalida: Tu m'appelais petite soeur).

Следующая на моем пути — могила Золя (Йmile Zola) (1840-1902) (19-й участок). Золя умер в ночь на 29 сентября 1902 года от удушья вследствие отравления угарным газом, что предположительно произошло из-за неисправности дымохода. Жена почувствовала неладное и, переполошившись, предложила писателю поднять на ноги прислугу, но тот списал дурное самочувствие на пищевое отравление и успокоил ее: «Всё пройдет, завтра мы поправимся». Наутро, когда подоспела помощь, Золя уже невозможно было спасти; жена писателя выжила.

Смерть Золя вызвала огромный резонанс, французская и зарубежная пресса публикует памятные материалы и траурные заметки, проводятся многочисленные поминальные церемонии… Знаменитую надгробную речь во время похорон Золя произнес Анатоль Франс. Странные обстоятельства смерти наделали много шуму, было начало расследование. Вскрытие подтвердило версию несчастного случая. Хотя ходили слухи об убийстве и самоубийстве, доказательств найти не удалось (до сих пор существует трагически-нелепая версия, что дымоход просто случайно, по недосмотру, заткнули двое рабочих; есть также данные, что некий трубочист сделал это сознательно, по политическим причинам). 4 июня 1908 года останки Золя после длительных парламентских дебатов были перенесены с этого кладбища в Пантеон, так что на сегодняшний день «могила» Золя на кладбище Монмартра — всего лишь кенотаф (но здесь действительно похоронена жена Золя и некоторые его родственники). Во время перенесения праха в Пантеон произошел серьезный инцидент: было совершено покушение на присутствовавшего на церемонии Альфреда Дрейфус (как раз незадолго до этого полностью оправданного, во многом благодаря стараниям Золя и его смелой статье 1989 года «Я обвиняю», грозившей писателю заключением в тюрьму). Покушавшийся был арестован, Дрейфус отделался небольшим ранением.

Оформление могилы Золя на кладбище Монмартр выполнено из гладко отполированного темно-фиолетового порфира по проекту известного представителя стиля модерн, художественного критика и архитектора Франца Журдена (Frantz Jourdain) (1847-1935) (именно он в 1903-1907 гг. занимался перестройкой парижского универмага «Самаритен» (Samaritaine) в стиле ар-нуво). Золя состоял с Журденом в приятельских отношениях и часто обращался за помощью в описании архитектурных деталей. Бюст на могиле писателя создан скульптором итальянского происхождения Филиппе Солари (Philippe Solari) (1840-1906), близким приятелем Золя и другом Сезанна.

Идем дальше. На нашем пути — могила легендарной балерины российского происхождения Людмилы Чериной (Ludmilla Tchйrina) (1924-2004). Людмила Черина (Моник Чемерзин/Шамырзэ) скончалась в Париже в возрасте 79 лет. Прощание с балериной проходило в парижской церкви Сен-Рок (Saint-Roch), возле написанной самой Чериной картины «Одинокий порыв». Навеки уснувшая красавица предстала у своей мистической живописи в окружении гирлянд из лилий и роз. На следующий день в той же церкви состоялась траурная служба, а затем захоронение на кладбище Монмартра. Могила Чериной находится на участке 21 (division 21) (по другим сведениям, участке 29, а кто-то указывает вообще 22-й).

Красавица Черина родилась во Франции в семье русского аристократа черкесского происхождения (князя Чемерзина, бывшего царского полковника), бежавшего из России от большевистской революции и террора. Матерью ее была француженка Стефани Финетт. Людмила Черина получила известность после того, как Серж Лифарь пригласил ее в парижскую Grand Opera и дал ей имя Людмила Черина. Очень быстро балерина стала солисткой Grand Opera, снималась в кино, в том числе в таких популярных фильмах как «Красные башмачки» (1948), получившем несколько Оскаров, и «Сказки Гофмана» (1951). Помогала Морису Бежару создать его первую труппу. Во время гастролей в 1958 году Людмила Черина с огромным успехом танцевала на сцене Большого театра в Москве и Кировского в Ленинграде. Уйдя со сцены, занималась живописью и скульптурой, писала романы. Ее художественные работы выставлены во многих галереях мира. Черина является автором официальной символики Евросоюза: ее монументальная 12-метровая скульптура «Сердце Европы»/«Европа в сердце» (Europe а Coeur), была в 1991 году выбрана в качестве символа объединенной Европы и в 1994-м установлена перед зданием Европарламента в Страсбурге; в 2000 году скульптура «переехала» вместе с Европарламентом  из Дворца Европы на Avenue de l'Europe на страсбургскую площадь Луизы Вайс. Собственно, небольшая копия этой знаменитой ныне скульптуры и украшает могилу этой яркой женщины. На могиле также указано, что Черина награждена офицерским орденом Почетного Легиона.

На следующей фотографии — могила Генриха Гейне (Heinrich Heine) (1797–1856) (27-й участок), умного и ироничного немецкого поэта, разочаровавшегося в вере и написавшего немало саркастических, насмешливо-издевательских и обличительных произведений, проникнутых горечью и иронией.

В 1830 году Гейне, находясь под впечатлением от Июльской революции, решает переехать из Германии во Францию  (новость о революции застала его, когда он отдыхал на острове Гельголанд: «То были солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу, и они произвели в душе моей самый дикий пожар»). В итоге 1 мая 1831 года Гейне перешагнул границу, отделявшую«священную страну свободы от страны филистеров», и навсегда поселился в Париже. Здесь он пишет статьи, поэмы, увлекается политическими темами, дружит с Марксом. Здесь же, в Париже, в 1834 году Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, ставшей его женой. Париж жил кипуче и нервно. В этой лихорадочной атмосфере Гейне чувствовал себя, как рыба в воде. За всё это время он лишь дважды побывал в Германии, где жила его любимая матушка. В Париже Гейне неоднократно менял квартиры. Известно как минимум 16 адресов, по которым он жил, до того часто он переезжал (но все его квартиры в основном находились в квартале Монмартр). При переводе своих языков на французский он нередко прибегал к помощи переводчиков, но в целом очень неплохо владел этим языком.

После 1848 года тяжёлая болезнь до самой смерти приковала Гейне к постели. Поэт умер 17 февраля 1856 года. За несколько часов до смерти была попытка примирить поэта с Богом. Гейне на это ответил: «Будьте спокойны. Бог простит меня — это его профессия». В годы немецкой оккупации Парижа во время Второй мировой войны среди солдат и офицеров вермахта обнаруживались и почитатели таланта Гейне. Был издан специальный приказ о наказуемости за посещение могилы великого немецкого поэта.

Также на этом кладбище похоронено множество других известных людей:

Что касается искусства танца, то стоит отметить, что на кладбище Монмартра, помимо уже упомянутой Людмилы Чериной, похоронены Вацлав Нижинский (1890–1950) (22-й участок) и знаменитая итальянская балерина Мария Тальони (1804-1884) (также 22-й участок) (истинная могила Тальони находится на кладбище Пер-Лашез; здесь, на Монмартре, похоронена только ее мать, София Тальони (Sophie Taglioni), тем не менее, администрация кладбища никак не стремится развеять это заблуждение, и среди молодых танцовщиков установился обычай оставлять свои первые пуанты именно на этой «псевдомогиле» их знаменитой предшественницы; на ее истинной могиле на Пер-Лашез люди тоже оставляют туфельки, но не в таком количестве, просто не сравнить: на монмартрской могиле просто целая груда пуантов, со временем они разлагаются, теряют цвет и со стороны уже походят, скорее, на современную скульптурную композицию) (фото с сайта [url]www.landrucimetieres.fr[/url]):

Также здесь похоронен учитель Марии Тальони и Мариуса Петипа, выдающийся французский танцовщик Огюст Вестрис (Вестри) (Auguste Vestris) (1760-1842). Здесь же лежит его отец, Гаэтан Вестрис(Gaetan Vestris) (1729–1808), также блистательный танцовщик, «бог танца», говоривший, что «в Европе есть три великих человека: король Пруссии, Вольтер и я». Могила Вестрисов находится на 5-м участке. А на 29-м участке покоится соперница Марии Тальони, итальянская балерина Фанни Черито (Francesca/Fanny Cerrito) (1817-1909).

Среди более современных танцовщик отметим музу Тулуз-Лотрека, королеву канкана Луизу Вебер (Louise Weber) (1866-1929) по прозвищу Большеротая или Обжора (La GoulueЛа Гулю), которая похоронена на 31-м участке. Прозвище свое она получила из-за привычки опустошать бокалы клиентов и вкусно поесть за их счет. В последние годы звезда Мулен-Руж много пила и сильно нуждалась, потом стала прислугой в публичном доме, продавала орехи и сигареты, побиралась на парижских улицах, и уже редко кто узнавал в этой расплывшейся изможденной женщине бывшую Королеву Монмартра. Первоначально Луиза Вебер была похоронена на кладбище Пантен в пригороде Парижа, но в 1990 году ее останки торжественно перезахоронили здесь, на кладбище Монмартр  (фото с сайта [url]www.worldjewishnewsagency.org[/url]).

Из представителей музыкального искусства здесь нашли последний приют композиторы Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) (1803–1869) (20-й участок), Адольф Адан (Adolphe Adam) (1803–1856) (5-й участок), а также Жак Оффенбах (Jacques Offenbach) (1819–1880) (9-й участок). Кроме того, на монмартрском кладбище покоится изобретатель саксофона бельгиец Адольф Сакс (Adolphe Sax) (1814–1894) (5-й участок), друг Берлиоза и  преподаватель игры на саксофоне в Консерватории. Из современных композиторов тут похоронен Жозеф Косма (Jozsef Kozma) (1905-1969) (20-й участок) (не путать с Владимиром Косма). Французский композитор венгерского происхождения, Жозеф Косма написал более 80 песен на стихи Жака Превера , в числе которых знаменитые «Опавшие листья», «Барбара» и др.

Из деятелей науки отметим знаменитых физиков Андре-Мари Ампера (Andre Marie Ampere) (1775 —1836) (30-й участок) и Жана Бернара Леона Фуко (Jean Bernard Lйon Foucault) (1819–1868) (7-й участок).

На монмартрском кладбище также похоронены такие знаменитые художники, как импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) (1834–1917) (4-й участок) и символист Гюстав Моро (Gustave Moreau) (1826–1898) (22-й участок). Также здесь похоронен художник и иллюстратор, создавший знаменитый образ парижского уличного  мальчишки (гамена), Франсиск Пульбо (Francisque Poulbot) (1879–1946) (9-й участок), много сделавший для Монмартра и, в частности, возрождения винодельческой традиции на Монмартре. Могильная плита Пульбо серая и невзрачная, тогда как его рисунки всегда отличались красочностью.

Захоронение семьи Эдгара Дега (Degas (de Gas) (фото могилы с сайта [url]www.eurocheapo.com[/url]) (медальон, украшающий склеп, выполнен в 1961 году; фото медальона с сайта [url]www.montmartre-secret.com[/url]):

На пересечении 8, 9 и 11 участков (официально числится по участку №8) находится могила знаменитого модельера Поля Пуаре (Paul Poiret) (1879-1944), толчком для многих идей которого послужили гастроли «Русских сезонов» в Париже с костюмами и декорациями Льва Бакста. Прозрачные туники, шелковые панталоны…— весь этот ориентализм тогда вошел в моду. Пуаре создал «восточную» коллекцию: платья в виде пеплоса, тюрбаны, юбки-абажуры. Поль Пуаре придумал театрализованные показы мод. На этих праздниках танцевала Айседора Дункан, а многие знаменитости, в том числе и сам Пуаре, переодевались в восточные костюмы, играя роли султанов, евнухов, одалисок и баядерок. В 1913 году он устроил знаменитый экзотический бал «1002-я ночь, или Торжество по-персидски».

Пуаре отказался от корсетов, категорически отверг пышные причёски, и считается пионером эмансипации женщин в одежде. К числу его изобретений относится «хромая юбка», узкая прямая или суженная книзу, передвигаться в которой можно было исключительно семенящей походкой. На плане и в путеводителях могила Пуаре не обозначена, так что если хотите ее найти, смотрите на фотографию и ориентируйтесь на 8-й участок (фото с сайта [url]www.landrucimetieres.fr[/url]):

Среди похороненных здесь архитекторов не могу не назвать «нашего» Огюста Монферрана (Auguste de Montferrand) (1786–1858). К сожалению, его пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевском соборе не было выполнено, поскольку Монферран не был православным (во всяком случае, именно на это сослался император Александр II, когда не позволил выполнить последнюю волю архитектора). Сначала состоялась похоронная церемония в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора, который архитектор всего месяц назад успел завершить. После этого его тело было доставлено во Францию. Могила Монферрана (предполагаемая) на кладбище Монмартр (фото с сайта [url]http://acbx41.over-blog.com[/url]):

Зодчий покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью, Луизой Фистоньи, и отчимом, Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux). На могиле надпись Louise Fistioni и отлитые в бронзе в виде вензеля инициалы Монферрана (AM). Могила находится в восточной части кладбища, недалеко от центрального входа. Памятник на могиле в виде каменного свода с установленной на нем колонной, косо сколотой в верхней части, выполнен предположительно по проекту самого Монферрана.

Долгое время могила Монферрана считалась утерянной, лишь недавно, в 1986 году, исследователи пришли к вводу, что Монферран похоронен именно здесь, на участке 18, который числится по кладбищенской улице Chemin des Gardes.

Из деятелей искусства отмечу также известного французского кинорежиссера Франсуа Трюффо (Franзois Truffaut) (1932–1984) (21-й участок). Перед смертью он обдумывал еще массу планов, ведь его мечтой было снять 30 фильмов, после чего Трюффо рассчитывал удалиться на покой и заняться написанием книг. К моменту смерти до заветной цели ему не хватало еще пяти фильмов.

Из актеров кино и театра отметим Жан-Клода Бриали (Jean-Claude Brialy) (1933-2007), сыгравшего в таких фильмах, как «Женщина есть женщина», «Дьявол и десять заповедей», «Банкирша», «Актёры» и др. Могила Бриали находится на 15-м участке, справа от могилы Дамы с камелиями, Мари Дюплесси (актер сам выбрал это место еще при жизни).

На кладбище Монмартра похоронены также известные писатели: романтик Альфред де Виньи (Alfred Victor de Vigny) (1797–1863) (13-й участок); Стендаль (Stendhal) (он же Анри-Мари Бейль) (1783–1842) (30-й участок) (на его могиле итальянская надпись: «Арриго Бейль. Миланец. Жил. Писал. Любил»; эту эпитафию он выбрал себе сам, в завещании); Теофиль Готье (Thйophile Gautier) (1811–1872) (3-й участок) (можно сказать, что именно благодаря ему в балет пришла литература, ведь именно Готье сочинил для балерины Карлотты Гризи, в которую был влюблен, сюжет«Жизели», известного балета Адана; Готье опирался на старинную легенду, записанную Генрихом Гейне; роман с Карлоттой не задался, и в итоге женой Готье стала ее сестра, певица Эрнеста Гризи). Кроме того, здесь покоится Александр Дюма-сын (Alexandre Dumas, fils) (1824–1895) (21-й участок) и его возлюбленная, знаменитая французская куртизанка Мари Дюплесси (Marie Duplessis) (1824—1847) (15-й участок), ставшая прототипом главной героини его романа «Дама с камелиями» Маргариты Готье.

______________________________________________________________________________________

А здесь можно скачать карту кладбища Монмартр (это цветной план-схема монмартрского кладбища в формате pdf c указанием номеров всех участков; на карте отмечены практически все могилы знаменитых людей; написано всё по-французски, но, думаю, с расшифровкой знакомых фамилий ни у кого трудностей не возникнет; к тому же, фамилии в списке приведены в алфавитном порядке, а напротив указан номер участка и номер могилы в рамках этого участка на схеме).

В принципе, на территории самого кладбища также периодически встречаются крупные щиты с картами, но не настолько часто, как хотелось бы, так что лучше иметь такой распечатанный буклетик при себе (или взять брошюру в администрации при входе, вот только не знаю, всегда ли они там бывают).

______________________________________________________________________________________

Источник