Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) (1445-1510), итальянский живописец эпохи Возрождения. Был близок двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Большую часть произведений выполнил для флорентийской знати, монастырей, церквей и общественных зданий Флоренции.




Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции в семье зажиточного дубильщика кож Мариано Филипепи. После смерти отца главой семьи стал старший брат, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев. Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo художника внушительными связями. 
По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи, известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461 году по совету Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи. После смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию и учится у Верроккио (в то же время у него учится и Леонардо да Винчи). К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника.

Позже Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности индивидуальной манеры. В 1470 году он открывает свою мастерскую во Флоренции, и становится членом гильдии Святого Луки. 
Первым творением Боттичелли была композиция «Сила», которую он выполнил для торгового суда Флоренции. Следующими работами (диптих «История Юдифи», «Святой Себастьян») художник завоевал доверие заказчиков и получил известность, чем привлек внимание Лоренцо Великолепного, нового правителя из могущественного клана Медичи. С этого времени, а это период расцвета, творчество Ботичелли связано с именём Медичи.
Для главного фасада церкви Санта-Мария Новелла он пишет композицию «Поклонение волхвов» — мифологизированный групповой портрет семейства Медичи. 
Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. (Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады.)
После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Лоренцо Великолепного. Вскоре после турнира тот заказывает ему несколько работ (среди них «Весна» и «Рождение Венеры»).
В 1481 году папа Сикст IV заказал группе живописцев (среди них был Боттичелли) украсить фресками свою капеллу в Риме, которая впоследствии получила наименование «Сикстинской», по имени папы. В этой капелле Боттичелли выполнил фрески «Искушение Христа», «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея». Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
В последующие несколько лет Боттичелли выполнил серию фресок по мотивам новелл «Декамерона» Боккаччо, создал свои знаменитые мифологические работы («Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс»), а также несколько алтарных композиций церквей. Боттичелли широко известен как автор многочисленных изображений мадонны. Работал и в жанре портрета. 
В период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские нотки, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», «Оплакивание Христа», «Мистическое рождество»). 
Боттичелли выполнил серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. 
Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу.
Со смертью Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. Он не был женат, детей у него не было. Забытый всеми, он тихо доживает свой век в доме брата Симона. В 1510 году Боттичелли умерает.

Картины Ботичелли на мифологические и античные сюжеты:


Рождение Венеры 
 

Рождение Венеры,
пародия Энтони Брауна



Рождение Венеры,
фрагмент

Рождение Венеры,
фрагмент

Рождение Венеры,
фрагмент


 
                                Весна
Кто, провожая изнемогший год,
Приветствует твоё рожденье, Флора — 
Вся в завитках цветочного убора?
Сплетая руки, славят твой приход
Три Грации поблизости; а вот
С Зефиром нежно обнялась Аврора;
В сандалиях крылатых из простора
Гермес над юною Весной скользнёт.

Стволы безлистые — колонны храма,
Амур стрелу пускает над тобой.
Но кто ответит: тайною какой
Овеян ритуал? Кто спросит прямо:
Где вёсны прежние? Напрасно ждёт
Ответа изнемогший новый год.
(стихи художника Габриэля Россетти)


 

Подобно плоскостному декоративному узору на ковре, располагаются фигуры на картине «Весна» Боттичелли. Тонкими светлыми силуэтами отчетливо рисуются они на темном фоне густой листвы и зеленой лужайки, пестреющей цветами. В центре ее — Венера; она одета и больше похожа на флорентийскую горожанку, чем на античную богиню. По одну сторону от нее — Весна, украшенная цветами, она словно не замечает нимфы Флоры, которая прижимается к ней, спасаясь от объятий бога ветра Зефира; по другую сторону — три грации, застывшие в хороводе танца; повернувшись к ним спиной стоит полуобнаженный Меркурий; вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций.
В прихотливом сплетении и игре линий, в их плавном течении рождается, подобно музыкальной мелодии, главная тема — праздник весны и любви. Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам, созданным народной фантазией и поэтому общезначимым. Разве может вызвать сомнение образный смысл женской фигуры в белом платье, затканном цветами, с венком на золотых волосах, с гирляндой цветов на шее, с цветами в руках и с лицом юной девушки, чуть смущенным, робко улыбающимся? У всех народов этот образ служил образом весны; в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же уместен, как и в картине Боттичелли.




Венера и Марс 



Венера и Грации, 
подносящие дары девушке

Паллада и 
Кентавр

Клевета, 1495, Уффици, Флоренция 

(наведи курсор на аллегорические фигуры и узнаешь, кого они олицетворяют)

 

 

Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 см х 91 см) заключено столько смысла и таланта. Картина предназначена не для стены, а для хранения и рассматривания вблизи, как драгоценность. 
Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса (самого известного в древности художника). Живописец Антифилос, от зависти к более талантливому Апеллесу, обвинил его в вовлечении в заговор против египетского царя Птолемея IV. Невинный Апеллес был брошен в тюрьму, но один из реальных заговорщиков заявил о его невиновности. Птолемей реабилитировал Апеллеса и отдал ему Антифилоса, как раба.
Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину. Боттичелли выполнил сюжет по описанию.

 

Серия сообщений «Итальянские художники эпохи Возрождения«:
Часть 1 — Художник венецианской школы Парис Бордоне (ок.1500 — 1570)
Часть 2 — Итальянский живописец Бонифацио Веронезе (1447-1553)

Часть 8 — Бартоломео Венето (Bartolomeo Veneto), ок.1480-1531. Италия
Часть 9 — Джотто ди Бондоне. Первопроходец Эпохи Возрождения
Часть 10 — Сандро Боттичелли/Sandro Botticelli (1445-1510), итальянский живописец эпохи Возрождения (часть 1)
Часть 11 — Сандро Боттичелли/Sandro Botticelli (1445-1510), итальянский живописец эпохи Возрождения (часть 2)
Часть 12 — Сандро Боттичелли/Sandro Botticelli (1445-1510), итальянский живописец эпохи Возрождения (часть 3)