Для того чтобы выполнить программу полета, на борту ПКА (пилотируемого космического аппарата) приходится решать большой комплекс весьма сложных задач: осуществлять управление движением, поддерживать нормальные условия жизнедеятельности экипажа, обеспечивать заданный температурный режим, снабжать бортовую аппаратуру электроэнергией, передавать на Землю телеметрическую информацию и т. д. Для решения задач такого класса создаются специализированные бортовые системы, двигательные установки, электромеханические агрегаты и другое оборудование. Эти средства имеют разное устройство и, соответственно, разные принципы действия. Разработка каждого из них подчинена большому перечню требований, определяющих заданные характеристики и условия эксплуатации.

Мы остановимся на некоторых общих требованиях, которым должно удовлетворять все бортовое оборудование. Они разделяются на несколько групп.

К первой группе относятся те требования, которые диктуются интересами обеспечения безопасности полета экипажа. При создании любого ПКА следует исходить из того, что все жизненно важные системы должны иметь повышенную надежность и при этом должно быть предусмотрено поэлементное или полное резервирование. Требуется, чтобы никакие одиночные отказы не приводили к прекращению полета, а при наличии полных отказов в основных комплектах систем обеспечивалось безопасное возвращение экипажа на Землю. На борту ПКА должны иметься средства автоматизированного контроля и диагностики состояния основной аппаратуры и средства оповещения экипажа о неисправностях.

Управление в аварийных ситуациях, связанных с острым дефицитом времени, должно в основном осуществляться автоматически. Конструкция оборудования должна исключать возможность получения травм космонавтами. Все электрические кабели необходимо снабдить механической защитой. В интересах безопасности помимо указанных мер следует обеспечить максимальную автономность полета. Экипаж должен иметь возможность выполнять все основные операции по управлению ПКА от взлета до посадки при минимальном участии наземных средств.

Вторая группа требований направлена на выполнение программы полета. В интересах решения этой задачи от исследовательской и экспериментальной аппаратуры, а также от служебных бортовых систем требуются высокая надежность и ремонтопригодность. На борту должны быть средства контроля за состоянием оборудования, средства его ремонта и запасные элементы оборудования. В схемах бортовых систем необходимо предусматривать автоматическое отключение отказавших приборов с целью локализации неисправностей. Требуется также, чтобы системы были защищены от неправильных действий экипажа, если такие действия могут привести к выходу системы из строя.

Экипаж следует в максимальной степени освободить от операций по обслуживанию ПКА Это значит, что работа бортовых систем и контроль за их состоянием должны, в основном, осуществляться автоматически. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность осуществления контроля и управления бортовой аппаратурой с Земли.

Чтобы упростить работу космонавтов, желательно иметь на борту информационные средства, которые обеспечивали бы хранение, автоматизированный поиск и отображение текстов рекомендаций по действиям экипажа в разных полетных ситуациях.

Третья группа требований связана с наличием жестких ограничений на общую массу и объем ПКА. Исходя из этого разработчики бортового оборудования должны стремиться к тому, чтобы масса, габариты, энергопотребление и тепловыделение каждого из элементов оборудования были минимальными.

Наконец, последняя группа связана с технико-экономическими показателями. Для снижения общих затрат при создании ПКА должны максимально использоваться технологические процессы, материалы, приборы и даже целые системы, созданные ранее для других космических аппаратов Желательно, чтобы изготовление, испытания и подготовка к пуску нового ПКА требовали минимальной доработки существующих стендов, лабораторий, производственного оборудования, испытательных станций, стартовых сооружений и других наземных средств. Полет нового ПКА должен по возможности обеспечиваться существующим командноизмерительным комплексом.




Рекомендуем прочитать также: бурное развитие в СССР космических технологий. А что щас застой в этом?