Кейт Феррис родился в 1929 году на Гавайях, в семье военного летчика. Детство он провел на аэродроме, наблюдая за полетами отца,пилота–инструктора.
Кейт неплохо рисовал, естественно, самолеты, благо недостатка в натуре он не испытывал, однако ни о какой другой карьере, кроме карьеры летчика Феррис не помышлял. 




Он поступил в Политехнический университет Техаса в 1946 году, и, отучившись несколько семестров, подал заявку на поступление в ВВС. И тут юношу ждал удар — у него обнаружили аллергию на некоторые прививки, которые делали курсантам. Это поставило крест на летной карьере Ферриса
Несмотря на неудачу, Феррис не собирался расставаться с авиацией, и решил найти применение своему увлечению – рисованию самолетов. Он поступил на работу в издательство, которое занималось подготовкой и печатью учебных материалов для ВВС США. Инженерное образование Ферриса и знание матчасти привело к тому, что вскоре ему доверили все военные заказы, и на протяжении нескольких последующих лет Феррис рисовал плакаты,оформлял брошюры и готовил учебные пособия.
После того как ВВС отказались от услуг издательства, Феррис перебрался в Нью–Йорк, где работал внештатным художником, оформляя рекламные буклеты производителей самолетов и авиадвигателей, выставочные стенды, экспозиции музеев, а также рисуя иллюстрации для авиационных журналов.
В 1960 году Феррис вступил в Общество американских художников, где ему посоветовали присоединиться к программе военных художников.
Художники и фотографы, участвовавшие в программе, сопровождали подразделения ВВС США во время боевых действий и зарубежных визитов, и при помощи живописных полотен и фотографий фиксировали для потомков жизнь американских авиаторов.

Так, несколько неожиданным образом, осуществилась мечта Ферриса о полетах –в качестве военного художника он в буквальном смысле облетел весь мир, сопровождал пилотов США в Европе и на Ближнем востоке, в качестве пассажира участвовал в боевых вылетах во Вьетнаме и Югославии, а также сопровождал антарктические экспедиции.

Помимо своей основной работы Феррис серьезно занимался теорией и практикой камуфляжной окраски самолетов.
Еще во Вьетнаме Феррис заметил, что камуфлированный самолет,окрашенный пятнами темно–зеленого, светло–зеленого и песочного цветов уже на небольшом расстоянии превращался в прекрасно заметный черный силуэт на фоне неба, а яркие опознавательные знаки несмотря на свой небольшой размер прекрасно выдавали самолет на фоне земли.

Оказалось, что многоцветная камуфляжная окраска самолетов–истребителей работает гораздо хуже чем полное ее отсутствие. Сероватый неокрашенный алюминий самолетов времен боевых действий в Корее был не так заметен на фоне неба, но имел свойство бликовать на солнце.

Некоторе время Феррис экспериментировал с разрушающей камуфляжной окраской. Он считал, что большие неровные темные пятна с резкими границами, нанесенные на базовую светло–серую окраску, затруднят определение истинного положения самолета в пространстве. Так появилась «камуфляжная схема Ферриса», которая испытывалась в конце семидесятых, но широкого распространения не получила. Самолет все равно оказывался слишком заметным.

Другая идея Ферриса оказалось более популярной — темное пятно, по форме напоминающее фонарь кабины, предполагалось наносить на нижнюю часть фюзеляжа в районе кабины пилота. Это должно было сбивать с толку противника, и скрывать истинное положение самолета в воздухе. Подобные пятна используются до сих пор на самолетах ВВС по всему миру, и встречаются даже на самолетах ВКС РФ

Анализируя результаты опытов с контрастной окраской, Феррис пришел к выводу, что лучшим камуфляжем для боевого самолета будет светло–серое матовое покрытие, без ярких опознавательных знаков и эмблем.
Серый самолет одинаково плохо виден и на фоне неба, и на фоне земли. Естественно, любой самолет имеет выпуклости и впадины,которые освещаются по разному. Освещенные и затененные участки создают контрастную картинку, которая облегчает обнаружение самолета. Феррис предложил окрашивать выступающие обрасти более темным оттенком серого, а затененные –более светлым, для того чтобы выровнять цвет силуэта.

Несколько утрированный пример, но он хорошо иллюстрирует идею

В ВВС в это время проходил испытание новейший F –15 Eagle, для которого был разработан специальный оттенок голубого цвета. Феррис участвовал в некоторых полетах, наблюдая за F –15 в полете, и пришел к выводу что солнце освещает однотонный самолет неравномерно, сочетание теней и бликов делает самолет более заметным.

В качестве одного из доводов Феррис использовал написанную им картину «Air superiority, blue», на которой F –15 в голубой окраске ведет воздушный бой против советского Су–15. Хорошо видна разница в освещении различных частей самолета. В результате F –15 стали окрашивались в два оттенка серого.

У флота были свои претензии — моряков смущала матовость краски. Поддерживать чистоту окрашенного глянцевой краской самолета было очень легко, в то время как матовая поверхность моментально покрывалась трудно отмываемыми пятнами. Феррис парировал, что пятна и разводы послужат дополнительным камуфляжем,дополнительно размывая силуэт. Не уверен, что это не байка, но современные самолеты ВМС США окрашены матовым серым цветом и частенько имеют крайне замызганный вид.

Идея Ферриса об изъятии ярких красок из опозновательных знаков тоже нашло понимание — многоцветие символов и эмблем уступило место более графическим вариантам, выполненным различными оттенками серого.

Идеи Ферриса использются во многих ВВС, боевые самолеты окрашиваются в приглушенные палевые цвета, а малозаметные опознавательные знаки становятся общепринятой нормой.

via