источник

Когда я несколько лет назад приехала на студию «Баррандов» в Праге, то первое, о чем меня там спросили: люблю ли я чешские киносказки? А моя любимая, наверняка, «Три орешка для Золушки»? Мы даже пошли на склад костюмов, чтобы посмотреть на золушкины платья, но, увы, они оказались на выставке.

 «Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съёмочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось», — рассказывала исполнительница роли Доры Даниэла Главачова.

Даниэла Главачова — слева

«На фильме вся команда работала с удовольствием  — начиная с шофера», — вспоминал художник по костюмам Теодор Пиштек.




Кстати, знаете ли вы, что художник по костюмам, одевший нашу с вами любимую сказку, имеет Оскар за костюмы к фильму Милоша Формана «Амадей»?



Теодор Пиштек с женой после получения Оскара 

кадр из фильма «Амадей»

Теодор Пиштек родился 25 октября 1932 в Праге в семье известного в Чехии актера. Он окончил Академию изящных искусств, но самой большой его страстью были автогонки.

В 1970-х годах Теодор был вынужден уйти из спорта. В кино он попал случайно: друг-режиссер попросил сделать несколько художественных работ для фильма (снимали студию скульптора и требовалось её наполнение). А потом, предложил ему заняться костюмами: «Вы просто выберете несколько футболок и джинсов, вот и все!»  Вот так и началась карьера художника кино Теодора Пиштека. Сегодня на его счету работа над более чем 105 фильмами и сериалами.
Самые известные:

«Арабела» (1979-1981)
«Амадей» (1984)
«Вальмон» (1989)

кадр из фильма «Вальмон»

«Народ против Ларри Флинта» (1996)
«Дюна» (2000, сериал)
«Дети Дюны» (2003, сериал)

Кстати, если вы бывали в Праге, то наверняка видели и еще одну его работу — форму гвардейцев-караульных в Пражском Граде.

Конечно, костюмы к «Трем орешкам для Золушки» по качеству сильно отличаются от «Амадея». Невозможно сравнивать бюджеты чешского телевидения (пусть, даже при участия немецкого ДЕФА) и громкого голливудского проекта. Например, для изготовления костюмов к «Трем орешкам» использовались кримплены и синтетическая парча, тогда как ткани для «Амадея» заказывались в Италии, и это были настоящие шелка и бархат.

кадры из фильма «Амадей»

Режиссер «Трех орешков для Золушки» Вацлав Ворличек захотел снять фильм в ренессансных костюмах и декорациях (подозреваю, что на эту мысль его навела сверхпопулярная тогда картина Дзефферелли «Ромео и Джульетта»), но он понимал, что удовольствие это дорогое, поэтому к съемкам привлекли более богатую немецкую студию ДЕФА.

кадры из фильма «Ромео и Джульетта»

Соответственно, актеры в фильме были с чешской и немецкой стороны (немецкие актеры: Король — Рольф Хоппе, Королева — Карин Леш и Мачеха — Карола Браунбок).

Резеденцию Короля «сыграл» немецкий замок Морицбург.

Далековато Принцу пришлось мчаться за Золушкой: дом Мачехи снимали в Чехии, в замке Швихов (Švihov) (район Плзни).


кадры со съемочной площадки фильма

Фото отсюда http://eaja.tumblr.com/post/42507102311

Изначально планировалось, что снимать фильм будут весной: лужок, цветочки, птички, стрекозки. Но потом Ворличек увидел в венском музее картину Брейгеля, на которой была изображена зима, и его пронзила мысль: «Нет! Не весна! Зима! Снег, на котором коричневыми пятнами будут по-брейгелевски живописно смотреться костюмы крестьян!»

 Жалко только, что к этому времени костюмы главных героев были уже сшиты, и Либуше Шафранковой, исполняющей роль Золушки, пришлось мерзнуть в легких, синтетических платьицах: «На съемках фильма было очень холодно, так как мы носили костюмы, не предназначенные для зимы. Первоначально фильм должен был сниматься летом. В начале работы снега практически не было, но в финале его выпало столько, что Павел (актер Павел Травничек, Принц в фильме) в заключительной сцене почти утонул в снегу вместе с конем», — вспоминала актриса.

Зрителю, конечно, не очень интересно: мерзли актеры во время съемок или нет (это проблемы актеров и костюмеров), им нравится смотреть на красивые костюмы. Пиштеку удалось сделать костюмы в сказке одновременно историческими и, вместе с тем, вполне сказочными. С одной стороны, они вполне копируют моду эпохи Возрождения, с другой, применение ярких современных тканей и фактур делают фильм абсолютно сказочным.

Это итальянские моды времен Ренессанса.

В фильме мы видим много стилизации под Ренессанс: например, популярный тогда прием, когда нижняя рубаха просвечивала сквозь прорези в рукавах,

Или разноцветные, узкие штанины.

мода времен Ренессанса.


франузские моды времен Ренессанса.

Опять-таки, маленькие шапочки мужчин и объемные головные уборы дам напоминают нам портреты времен итальянского Возрождения.

 

Радуют такие милые детали, как ренессансный рисунок на ткани

Кстати о рисунках. Впервые обратила внимание на то, что бальное платье Золушки «цвета утренней зари» (розово-сиреневое с серебром) имеет пояс и щлейф, на котором изображены птички.

Да и Карел Готт в финале фильма поет сладким голосом:

«Скажи мне, птичка, где живёшь?
Здесь, среди зимы?
Не знаешь про обман и ложь,
Так наивна ты!»

(полный текст песни на чешском и ее перевод смотрим тут http://soundtrack.lyrsense.com/tri_orisky_pro_popelku/kdepak_ty_ptacku_hnizdo_mas)

 

Говорят, что подлинного платья из фильма уже нет — какой-то фанат на выставке накинулся на него и изрезал на кусочки. Очень жаль…

Знаменитых туфель Золушки было 3 пары на разной высоте каблуках: чтобы удобно было бежать по скользкой лестнице и вскакивать на коня.

Еще несколько костюмов из фильма:

Свадебное платье

Охотничий колет

Костюм Принца

Костюмы из сказки постоянно выставляются то в Чехии, то в Германии, где этот фильм по-прежнему очень популярен. Например, в честь его 40-летия, прошла выставка в немецком замке Морицбург.

Фотографий с этих выставок очень много в сети. Вот, например:  http://pavfoto.rajce.idnes.cz/Zamek_Moritzburg-vys…mcu_V.Vorlickovi_a_K.Svobodovi

Пока писала пост, думала: а ведь современные дети вряд ли, как мы, засматриваются этой сказкой, сегодня у них другие герои — Человеки-Пауки, Гарри Поттеры и прочие, которые потеснили Золушек и Принцев из киносказочного пространства…

Ссылки по теме:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Три_орешка_для_Золушки

http://www.dreihaselnuessefueraschenbroedel.de/htmls_e/

http://en.wikipedia.org/wiki/Theodor_Pištěk_(costume_designer)

http://www.novinky.cz/zena/styl/308501-vytvarnik-t…vence-se-museji-dodrzovat.html

http://www.kviff.com/en/news/2272-kviff-will-honor-oscar-winner-theodor-pistek/

места съемок http://www.filmovamista.cz/345-Tri-orisky-pro-Popelku

http://www.novinky.cz/zena/styl/288782-popelka-mela-utajeneho-autora.html